Немаловажный частью железнодорожных путей являются стрелочные переводы, ведь этот тип конструкции позволяет перемещать подвижный состав с одних путей на другие. И хотя обыватель не считает, что они являются основой движения, как рельсы и шпалы, на самом деле стрелки - это важнейший элемент верхнего строения пути. От того насколько качественные используются стрелочные переводы будет зависеть скорость движения на участке железнодорожного пути, так как устаревшие конструкции всё ещё используются в российских железных дорогах и затрудняют передвижение.
Рассмотрим классификацию стрелочных переводов, основное назначение и особенности их функционирования, а также распространенные сферы применения.
Стрелочные переводы представляют собой специальную конструкцию, которая необходима для соединения нескольких отрезков путей, позволяющих без затруднения перейти железнодорожному составу на соседний путь. От характеристик этого элемента будет зависеть стабильность обслуживания движения, а также эффективность и скорость передвижения составов от грузовых до пассажирских.
На сегодняшний день стрелочные переводы встречаются не менее чем 1 стрелка/1 км пути, по средним подсчетам для грузовых и пассажирских линий стрелки буду встречаться через каждые 700 метров.
Стрелочные переводы можно разделить условно на три большие категории – это одиночные, двойные и перекрёстные конструкции. Внутри каждой категории есть несколько подвидов, таким образом, сегодня мы рассмотрим семь основных разновидностей.
Представляют собой устройство, которое позволяют объединить две колеи в одну.
Среди одиночных стрелочных переводов встречаются стандартные, симметричные и несимметричные виды. Стандартные имеют как минимум один прямолинейный вектор, то есть соединяют один прямой путь и один отклоняющийся – правосторонний или левосторонний.
Далее идут симметричный и несимметричный (криволинейный) вид. Их различие состоит в направлении относительно оси основного пути, симметричные позволяют разделить каждый из боковых путей на равное расстояние, то есть симметрично, а криволинейные имеют расхождения, где у каждой из сторон свой угол отклонения.
Представляют собой конструкцию, которая необходима для соединение трёх путей в один. Чаще всего изготавливается по индивидуальным параметрам в особо стесненных условиях, две стрелки будут располагаться рядом, а путь будет разделён на три колеи. Двойные стрелочные переводы применяются реже, менее распространены в современных условиях.
В этой категории есть две разновидности: симметричные и несимметричные. Как и у одиночных стрелок, определить тип можно согласно углу отклонения. Симметричные двойные пути часто называют тройниками, так как векторы будут расходиться под одинаковыми углами, два пути будут иметь одинаковые отклонения и радиус, а третий продолжит прямую линию основного вектора, чтобы состав мог продолжать движение прямо.
Большая последняя категория – это перекрёстные конструкции, чаще всего их применяют в тех местах, где два пути пересекаются под углом, чаще всего заменяют два обыкновенных одиночных стрелочных перевода. Таким образом, становится возможным пересечение двух путей, где по каждому перекрёстному переводу транспортный состав может двигаться по четырём маршрутом в двух направлениях, образуя как бы развилку в форме буквы Х.
Сфера применения стрелочных переводов
Стрелочные переводы широко распространены для железнодорожного сообщения в нашей стране, и встречаются не реже чем на один километр путей. Они применяются как для пассажирского сообщение, так и для грузовых перевозок. Компания «Азия Транс Трейд» предлагает стрелочные переводы, которые могут использоваться для формирования надежной и эффективной транспортной инфраструктуры следующих объектов:
Пути промышленного назначения. Стрелочные переводы широко применяются на территориях подъездных путей для металлургической и угольной отрасли, предприятий промышленности и подвоза сырья к ним.
Железнодорожные станции, сортировочные станции и погрузочные терминалы. Так как такие места подразумевают большое скопление различных путей, то стрелочные переводы позволяют выстроить оптимальную логистику.
Магистрали общего назначения. Стрелочный перевод позволяет разделять движение пассажирских и грузовых составов, что обеспечивает максимальную безопасность, четкость соблюдение графиков, корректное функционирование транспортного комплекса.