Аббревиатура УЖД означает узкоколейные железные дороги, которые на ряду с крупными магистральными линиями достаточно распространены на территории нашей страны.
Рассмотрим основные преимущества и недостатки узкоколейных железных дорог, какая стандартная ширина и технические характеристики применимы к узкоколейным дорогам, как происходит монтаж данной разновидности и так далее.
Узкоколейные ЖД линии представляют собой железнодорожные пути с шириной всего 60-120 см при стандартной ширине полотна в 152 см. Надо отметить, что это не самое узкие линии, так как существуют более компактные микроколейки.
Причина их появления и широкое распространение связаны с экономичностью их использования, а также объясняется скоростью монтажа и лёгкостью в эксплуатации и организации таких путей. Снижение затрат на производство и обслуживание – это важный параметр, на которые опирались раньше и продолжают и по сей день.
Ещё одна причина широкого распространения – это универсальность использование вне зависимости от местности. Более того, их можно использовать на заболоченных местах из-за облегчения веса, по этой же причине их предпочитают применять для пересеченной холмистой местности. То есть в некоторых случаях узкоколейные дороги незаменимы, а их использование оправдано не только экономически, но и безопасностью на местности.
Узкоколейные железные дороги обладает целым рядом очевидных преимуществ и несколькими недостатками. Остановимся на них подробнее.
Первое самое очевидное преимущество – это снижение финансовых затрат, вызвано оно сокращением длины шпалы из-за межосевого расстояния, а соответственно и меньшей металлоёмкостью исходя из размеров. Среди прочих достоинств можно выделить:
Как мы упомянули выше, их часто применяют для размещения железных дорог на слабых грунтах. Такая облегчённая конструкция не производит давления на балластную подушку, что позволяет использовать узкоколейные пути на любом виде грунта.
Среди множества достоинств есть и недостатки:
Как мы упомянули выше, среднее значение для узкоколейных дорог на сегодняшний день от 600мм до 1200мм. Однако единый стандарт на территории нашей страны был равен 750 мм и появился ещё во времена строительства первых узкоколейных дорог в конце 19-го века и начале 20-го. Почти все дореволюционные узкоколейные железные дороги имели стандартную ширину в 75 см.
Единый стандарт ширины по всей стране был достаточно удобен – единообразие облегчало обслуживание железнодорожного полотна, позволяло применять один вид спецтехники для перевозок грузов, а также не было необходимости в сложных работах для стыковки новых проложенных путей к старым маршрутам.
Историческим примером такой узкоколейной железной дороги является транспортная магистраль в Ленинградской области, которая сыграла важную роль во времена блокады Ленинграда. Ириновская узкоколейная железная дорога была построена в окрестностях Санкт-Петербурга ещё в 80-ых годах 19-го века, но именно она стала единственной транспортной грузовой линией, которая связывала блокадный город с остальной областью. Многие знают участок этого пути под названием «дорога жизни».
Узкоколейные пути с шириной в 750мм уже сложно встретить, ведь они потеряли свою актуальность с нулевых годов, так как современные российские железные дороги отказались от единой ширины и начали переход узкоколейных путей на новые стандарты. Поговорим о них.
На сегодняшний день есть 4 вида рельс, которые относят к узкоколейным. Это виды Р8, Р11, Р18 и Р24. Все они изготавливаются в соответствии с государственными стандартами, требования к узким ЖД линиям вы найдете в ГОСТе 6368-82.
В каталоге продукции на нашем сайте вы можете оставить заявку и купить узкоколейные рельсы: