В этой статье подробно рассмотрим такой опорный элемент верхнего строения пути, как полушпалы, применяемые для строительства подкрановых путей.
Полушпалы широко распространены в железнодорожном строительстве на территории нашей страны. Их основное назначение – это усиление конструкции крановых путей, так как они позволяют выдержать большую нагрузку и более равномерно распределить её по поверхности полотна.
Напомним, что крановые рельсы представляют собой усиленные конструкции, способны выдержать нагрузку до 300 т. Крановые рельсы применяются преимущественно для передвижения подъемных механизмов и грузового транспорта для обеспечения таких сфер как промышленность, строительство крупных объектов, складские и портовые площадки.
Именно поэтому полушпалы, применяемые при обустройстве подкрановой колеи, должны помогать выдерживать столь высокие нагрузки. Выделим три основных назначения полушпал:
В результате, эти три фактора позволяют защитить железнодорожное полотно от расползания и сохранить целостность линии.
Все виды полушпал можно разделить на две крупные категории, отличие будет в материале для изготовления:
Разберём каждый вид более подробно, а также какие разновидности вы можете найти в нашем каталоге.
Разновидности: 1 и 2 тип
В нашем каталоге представлены пропитанные деревянные полушпалы первого и второго типа. Подробнее ознакомиться с характеристиками каждого типа вы можете ниже:
1 тип: толщина 180мм, высота боковых сторон 150мм. Рaзмep 1375x250x180
2 тип: толщина 160мм, высота боковых сторон 130мм. Размер 1375x230x160
Пример поперечного разреза и параметров на изображении выше.
Материал, требования ГОСТа к древесине
Изготовлены из хвойных пород, имеют пропитку креозотом с глубиной не менее 5 мм.
Качество древесины для изготовления полушпал полностью соответствует требованиям, указанным в ГОСТе:
Наличие защитной пропитки
Деревянные полушпалы используются не только на закрытых площадках внутри складских помещений и промышленных цехов, но и на открытых площадках для обустройства подъездных путей к ним. Именно поэтому необходимо надёжно защитить конструкции от влияния атмосферных осадков. Для этого обязательно применяются разнообразные пропитки, продлевающий срок службы конструкций.
Обработка шпал позволяет снизить гниение материала, увеличивая срок эксплуатации, при этом сохраняется качественное сцепление с подложкой из щебня. На длительность срока службы влияет также и низкая чувствительность к перепадам температур, а также защита от насекомых, вредителей и грибков.
Наличие специальной пропитки из антисептика и каменноугольных масел позволяет продлить срок эксплуатации деревянных полушпал, средний срок службы составляет от 10 до 40 лет в зависимости от условий эксплуатации.
Разновидности
В нашем каталоге представлены железобетонные полушпалы ПШН 1-10-175-1 и ПШН 1-13-325-1 в двух вариантах (со скреплением и без):
Изготавливаются из тяжелого бетона.
Применение и совместимость
Предназначены для рельсовых путей с нагрузкой от колес до 175 кН.
Железобетонные полушпалы совместимы с наиболее распространёнными типами рельс в России – Р50, Р65 и Р75. В отличии от деревянных аналогов, они не требуют внимания к дополнительной обработке и будут более устойчивы к атмосферным осадкам, коррозии и перепадам температур.
Срок службы составляет 40 лет и более, что выше, чем у деревянных полушпал. Дело в том, что железобетонные полушпалы надежнее за счет увеличения прочности и отсутствия коррозии на местах соединения.
Требования ГОСТа к железобетонным полушпалам
Полушпалы, представленные в нашем каталоге, выполнены в соответствии с требованиями ТУ 5864-001-00282398-2016 и ТУ 32-58-25-92 (2006), а также ГОСТ 33320-2015:
Вне зависимости от материала и разновидностей, полушпалы применяются как и полноразмерные опорные жд шпалы, единственное и основное исключение – их не используют на главных магистральных линиях. Это легко объяснить необходимостью долгой стабилизации рельсовых нитей, поэтому для магистральных крановых линий применяются исключительно полноразмерные опоры. Во всех остальных случаях применения полушпал может быть целесообразным.
Подъездные, станционные пути - это наиболее частые места применения полушпал
Даже если речь идёт о крупном промышленном предприятии, сырьевой базе или масштабном строительстве, все равно их грузонапряженность несравнима с железнодорожной транспортной линией.
Так как подъездные и станционные пути являются малодеятельными направлениями и способны обеспечивать работу ограниченной территории, то целесообразно будет использовать полушпалы первого и второго типа.
Применение полушпал вместо полноразмерных позволяет сэкономить затраты на строительство путей, так как будет использован меньший расход материала. Следовательно, полушпалы – это лучшее и практичное решение.