Крепление крановых рельс к подкрановым балкам применяется почти повсеместно, так как наиболее часто применяется для укладки железнодорожного полотна, предназначенного для перемещения грузовой техники или подвижных составов. Они широко применяются в нашей стране и распространены на таких открытых площадках как эстакады, вплоть до средней протяженности, а также в промышленности: в цеховых и складских закрытых площадках.
Такое крепление крановых рельс чрезвычайно распространено на территории нашей страны, особенно относительно производственных площадок, и для того чтобы избежать любых чрезвычайных происшествий в виде травм, финансовых потерь и перерасхода ресурсов на ремонт, необходимо надёжно закреплять все металлоконструкции ВСП. Это позволяет соблюдать максимально ровную геометрию без возможности сдвигов и сходов, ведь именно они чаще приводят к форс-мажорам.
Традиционно принято, что разнообразные монтажные элементы поставляются в сборке, а не отдельными деталями, что позволяет сразу перейти к установке. В этой статье мы рассмотрим узлы крепления подкрановых балок и подкрановых рельс, чтобы разобраться какие составные детали входят в них, какие основные требования предъявляются к ним в соответствии с ГОСТом и межгосударственными стандартами.
Чтобы подробно рассмотреть конструкцию и монтаж узлов крепления рельс к балке, можно выделить несколько следующих компонентов:
Планка. Чаще всего выделяется два типа: это прижимная и упорная. В зависимости от марки направляющих и их типовых характеристик выбираются прижимные планки П1-П2 либо упорные планки У1-У3.
Накладка. В зависимости от того, какой металлопрофиль выбран для укладки, определяется и тип накладок. Наиболее распространёнными являются накладки для температурных стыков, а также категорий КР и ТС.
Соединительные элементы. Они представляют собой набор из гаек, шайб и болтов, которые и позволяют прочно зафиксировать элементы ВСП как между собой, так и на опорах.
Говоря о монтаже, стоит упомянуть, что для некоторых ситуаций применяется монтаж «петушков» для одно/двух-дырных реек. Такое название дано рабочими для накладок температурных стыков из-за специфической формы. Для такого монтажа используются фасонные пластины под сварку и крючья.
Однако если речь идёт о колее для прохождения грузовой и тяжелой спецтехники, то предпочтительным является сборно-разборный способ. Дело в том, что шовный способ в этом случае не позволит выполнять оперативный ремонт по необходимости, нет возможности для замены отдельных секций. Любые такие нестандартные варианты монтажа оговариваются на этапе оформления и подписания всех условий с поставщиком или производителем.
Поговорим подробнее о ключевом элементе крепления крановых рельс. В любой монтажный узел входит прижимная или опорная планка, которая и закрепляется с помощью накладок.
Важно, чтобы подбор планок, как и всех элементов для строительства колеи, соответствовали тому климату, в котором и будет эксплуатироваться железнодорожное полотно. Это объясняется чрезвычайными нагрузками для грузовых секций, а если температурные условия ниже и планки не будут соответствовать ГОСТу, то все элементы могут выйти строя до конца срока службы из-за быстрого износа. Это чревато не только затратами на переустановку и ремонт, но и также угрозами повреждения всего оборудования.
Все виды планок принято разделять на две категории согласно будущем режиму эксплуатации относительно температурного режима.
Первый - это обычный режим, который подходит для температуры до -40 °C. Второй же режим назван жестким, он подходит для регионов, где температура опускается уже ниже -45, вплоть до -65 °C.
Такие планки легко определить по добавлению аббревиатуры хл (холодный режим). Так например, можно встретить У2хл, П1хл и так далее. Такие элементы проходят специальную термообработку, которая позволяет снизить концентрацию напряжения, уменьшить возможность появления зазоров, а значит и снизить риск возникновения дефектов/быстрого износа полотна.
Проверку для температурного режима должны проходить не только сами планки, но и элементы для фиксации. Так обязательно следует проверять болты для фиксации планок крановых рельс, что прописано в требованиях ГОСТа. Для холодного температурного режима болты крепления для фиксации проходит испытания на ударную вязкость.
Все технические условия закреплены в государственном стандарте. Они обязательны для соблюдения в целях безопасности.
Так ГОСТ 4121 – 76 устанавливает правила организации передвижения мостовых электрических кранов. Там прописаны технические условия крепления рельс подкрановых путей к остальным балкам. ГОСТ гласит, что подобные транспортные линии универсальны в своей эксплуатации, что означает возможность использовать их от лёгкого до тяжелого режима. Тоже самое касается объектов укладки, ведь по стандарту допустимы даже открытые и протяжённые эстакады.
Касаемо температурного режима допускаются холодные условия вплоть до - 65 °C. Устанавливается максимальная расчётная сейсмичность, вплоть до девяти баллов.
Для того, чтобы определить как именно подбирать узел крепления подкрановых рельс к железобетоным балкам, следует помнить о правиле выбора соединителей.
Данное правило определяется расчётную длину болта, для расчёта необходимо определить соотношение x + b, где х - это общая суммарная толщина элементов с учётом всех комплектующих, включая гайки и шайбы, а также с учётом их наклона.
Средняя величина определяется как 80 и 85 для КР70-100 и КР120 соответственно.
Второе искомое значение б - это среднее значение толщины все опорной конструкции, которое определяется по центральной части верхнего пояса.
Получаем 80 + б миллиметров для профилей КР от70 до 100, 85 + б миллиметров соответственно для Кр120.
ГОСТ 24 74 1 – 81 прописывает обязательное использование прижимных планок как ключевого элемента сборки для крепления рельс к подкрановым балкам серии 1.426.2.
Среди наиболее главных преимуществ данного типа прижимных планок можно выделить их широкую совместимость. Прижимные планки достаточно универсальны и применяются с наиболее распространённым видом рельс Р-43, допустимо применение узкоколейными рельсами Р-24, и по необходимости с массивными рельсами КР-120. Среди прочих преимуществ можно выделить:
Увеличенный срок эксплуатации
Возможность использования в холодном температурном режиме, сохранение срока службы даже в условиях мороза
Высокий показатель сейсмической устойчивости – вплоть до девяти баллов
Минимальные требования к уходу во время эксплуатации
На последнем пункте мы остановимся подробнее. Дело в том, что прижимные планки испытывают большие нагрузки, особенно если используются в условиях севера. При этом данный вид планок не нуждается в дополнительном укреплении, ГОСТом прописана лишь необходимость регулярной проверки и осмотра для оперативного принятия мер в случаях небольших повреждений.
Рассмотрим и некоторые особенности, которые выделяют прижимные планки, предназначенные для закрепления подкрановых рельс к металлическим балкам:
Возможность нестандартной комплектации для соединительных элементов. На этапе согласования с производителем или поставщиком может обсуждаться изготовление нестандартных по своим параметрам болтов, шайб и гаек по необходимости.
Нестандартным может быть и количество технологических отверстий. Также на этапе согласования с производителем возможно увеличение/сокращение тех.отверстий, так, например, частым является запрос на изготовление партий прижимных планок с одним посадочным местом.
Прижимные планки могут изготавливаться методом строжки или методом гибки, при этом возможно изготовление и других компонентов для комплекта монтажного узла с сохранением единого наклона.
Все подобные изменения могут быть вызваны особенностями укладки полотна в определённой местности или же необходимости изготовления партии под определённый участок для ремонта или переустановки, при этом следует учитывать, что погрешности при изготовлении не должны быть выше стандартов, прописанных в ГОСТе 24 741 – 81.
Возвращаясь к требованиям государственного стандарта, допускается введение дополнительных элементов для узла крепления крановых рельс. Ими могут выступать транспортёрная лента, крючья, скобы.
Наиболее распространённый вариант доп.элемента, он выступает как подкладочный материал в виде упругой прослойки, накладывается непосредственно под планку перед железобетонной подкрановой балкой.
Наиболее часто для этого применяется транспортерная лента. Основные характеристики следующее: толщина - 6 мм, ширина - 500мм. Стандартный метраж в бухте - 100м.
В некоторых случаях необходимо использование более специфических соединителей, так для рельса Р-43 и Р-50 для надёжной фиксации используются крючья. Выбор их разновидности и габариты будут определяться по ширине верхнего пояса опорной конструкции и исходя из диаметра тех.отверстий.
Конструкцию стыковых накладок можно рассмотреть на примере накладок для крепления крановых рельсов типа Кр-70.
Для основных типов рельс можно выделить стандартные марки стыка. Так марка стыка РС 3 подходит для рельса Р 70 – 80.
В комплектации к прижимным планкам также используются такие элементы как гайки и болты М 24, а также граверные шайбы 24.
Выделяют такую разновидность накладок, как температурные, они представляют собой специальные пластины, которые позволяют компенсировать расширение металлоконструкции при нагреве. Во время цикла увеличения температуры и последующего похолодания в зоне укладки может изменяться длина полотна, и несмотря на то, что это значение бывает незначительным, даже малое изменение способно привести к смещению профиля относительно своей оси.
В этом случае применяются накладки для температурных стыков, они способны сохранить шаг крепления, данный тип накладок надёжно фиксируется на подкрановых рельсах с помощью нескольких болтов. Особенностью конструкции является то, что половина этих отверстий имеет немного измененную форму. Так болт проходит как через круглое тех.отверстие, так и через овальное, при этом головка болта не проворачивается. Такая конструкция призвана оставить небольшой сдвиг направляющей, что позволяет впоследствии возвращаться на свою позицию. Накладки для температурных стыков часто среди рабочих называют петушком, что напоминает их специфическую форму.