Чтобы максимально подробно рассмотреть устройство подкрановых путей мостового крана и разобраться в причинах высокой востребованности данного типа на сегодняшний день, мы обратим внимание на такие важные темы как ремонт и обслуживание, монтаж и эксплуатация, а также места использования.
Данная разновидность широко распространена на территории нашей страны, так как используется как на больших технических площадках и в транспортных узлах, так и даже в небольших частных мастерских. Эту востребованность можно легко объяснить их универсальностью, так как данный вид путей подходит для передвижения разнообразного захватного оборудования. Подкрановые пути рассчитаны как на нормальные нагрузки, так и могут выдержать экстремальные условия эксплуатации и интенсивные (выше среднего) нагрузки. Также из-за их универсальности они используются не только для перемещения бытовых товаров, но и применяются на производствах для перевозки сыпучих и токсичных веществ.
Чтобы понимать в чем состоит специфика конструкции элементов подкрановых путей, необходимо разобраться в их основных деталях и в общем виде. Сами по себе — это все те же рельсы, предназначенные для перевозки тяжелых грузов и передвижения грузовой спецтехники. Особенностью устройства будет возможность равномерного распределения нагрузки, что приводит к увеличению скорости передвижения тележек и спецтехники. Рассмотрим основные детали конструкции:
Одовое полотно. Полотно фиксируется на сваренных между собой металлоконструкциях, чаще всего это двутавровые балки. Детали из этой категории считаются основными.
Костыли, подкладки и пружины. Элементы этой категории относятся к вспомогательным, чаще всего используются вертикально-ориентированные костыли и низкомодульные подкладки.
Упорные блоки. Также относятся к вспомогательной категории, их основная функция – это направление или стопор тележек.
Таким образом, подкрановые пути мостового крана представляет собой двутавровые балки, имеющие зазоры величиной до 2 мм местах стыка. Такие зазоры нужны для допуска перепада высоты и теплового расширения, необходимы для снижения нагрузки в период всего срока эксплуатации, снижают процент износа подвижных частей.
Благодаря продуманной конструкции все эти компоненты в сборке представляют собой пути, позволяющие равномерно распределить нагрузку по всему опорному основанию. Это влияет на скорость передвижения и на грузоподъемность.
Для расчёта грузоподъемности необходимо исходить из того, какие рабочие задачи будут поставлены. Их условно можно разделить на две основные категории:
При малой нагрузке и до средней (приблизительно в 5-10 т) используется стандартные профили, традиционно это железнодорожная линия с рельсами Р 50, Р 65 или грузовые узкоколейные рельсы Р 43.
При нагрузке выше средней, то есть от 20 т, используется особые изделия металлопроката, железнодорожные линии повышенной прочности или прошедшие дополнительную термическую обработку.
На срок службы эксплуатации влияет правильность монтажа. От того, как были проложены и установлены, также закреплены элементы между собой, будет зависеть безопасность использования путей и сохранение их качества на протяжении всего срока службы. Допускается несколько способов соединений элементов: это сварка, сборно-разборный метод для временных конструкций или конструкции с минимальной нагрузкой, а также крепление скобами с прижимными накладками.
Сборно-разборный метод применяется чаще всего, так как позволяет минимизировать затраты на замену отдельных участков, это практичный вариант для быстрого демонтажа без затрат на время и дополнительный бюджет.
При выборе путей и расчёта грузоподъемности важно помнить и о весе самой тележки, так как она развивает большую скорость во время передвижения, поэтому для гарантии безопасности необходимо тщательно следить за качеством установки спецтехники на колею. Обращаясь к ГОСТу, следует помнить, что полотно путей должно быть уже колёс спецтехники, так разница должна составлять 40 мм для конических колёс, и 30 мм для цилиндрических соответственно.
Категории подкрановых путей
Подкрановые пути можно разделить на 2 основные категории и 2 подгруппы, далее мы рассмотрим каждую из них подробнее.
В основное деление входят традиционные наземные и надземные подкрановые пути.
Первая распространенная категория — это наземные пути, которые представляют собой трассу из рельс, проложенных по полу или вертикальной поверхности. Эта разновидность применяется для консольных моделей спецтехники, а также для козловых и полукозловых.
Перемещение происходит с помощью опоры тележки на верхнюю поверхность полотна.
Чаще всего данный вид путей используются на открытых площадках, хотя их можно встретить и в закрытых цехах.
Среди главных преимуществ можно выделить удобство подхода к спецтехнике, такой быстрый доступ к грузоподъемному оборудованию облегчает эксплуатацию и удобен для оперативных работ. Ещё одно преимущество – это высокая степень возможных нагрузок, так как в качестве опоры используется железобетонный фундамент или шпально-балластные опорные основания.
Однако есть и недостатки – наземные пути могут занимать полезное пространство, а значит не подходят для небольших цеховых помещений, могут попросту мешать сотрудникам производства. Также следует отметить, что спецтехника будет передвигаться только в двух плоскостях из-за того, что пути имеют только одну поверхность.
Требования ГОСТа к наземным путям прописаны в стандартах 4121 – 96 и госстандарте 5876 – 82. Срок эксплуатации – в среднем до 25 лет, без учёта быстрого износа, вызванного эксплуатацией в экстремальных условиях
Надземные пути подразделяются ещё на две категории: опорные и подвесные.
Общее описание надземных подкрановых путей следующее:
Они используются на потолке или стенах внутри цеховых и складских помещений, прочно закрепляются на стальных балках или железобетоне, для крепления используются только несущие поверхности.
Сфера применения разнообразна – от небольших частных производств до крупных промышленных центров, при этом их можно устанавливать на любой площадке, где возможно рассчитать нагрузку на опорные конструкции. Если потолок или стены достаточно прочны, то можно использовать надземные подкрановые пути, которые будут стабильно выдерживать спецоборудование для передвижения даже тяжелых грузов.
Среди главных преимуществ надземных подкрановых путей можно выделить экономию пространства, так как спецтехника будет передвигаться на высоте и не будет мешать рабочему процессу. Также среди преимуществ можно выделить возможность передвижения под углом, то есть перемещение идёт не в двух плоскостях, а может быть организовано по наиболее удобной схеме с поворотами и наклоном.
Среди главных недостатков, конечно же стоит отметить больший уровень аварийности, так как в случае схода спецтехники последствия будут более тяжелыми, чем у наземных путей. К ним нельзя так же быстро подобраться для оперативных работ, как к наземным путям, а также они не столь универсальные, так как не могут быть использованы в старых зданиях.
Рассмотрим разновидности надземных путей подробнее.
Особенностью опорных путей будет монтаж на балочных пролётах, крепление может располагаться на колоннах или эстакадах. Тележка или спецтранспорт будет передвигаться на высоте, вплоть до потолка.
Среди преимуществ данного вида можно выделить способность выдерживать высокие нагрузки, наравне с наземными подкрановыми путями. Это разновидность имеет надёжное основание и прочное крепление, поэтому позволяет использовать их с тяжелыми грузами, чаще всего применяются для спецтехники с однопролётным мостом.
Особенностью подвесных опорных путей будет их монтаж. Чаще всего можно встретить следующие варианты: рельсы фиксируются на потолке, а направляющие расположены под перекрытиями крыши, таким образом колеса и захватные механизмы будут передвигаться по нижней, а не верхней поверхности двутавровых направляющих. Этот вариант широко распространён для складских помещений и крупных транспортных узлов, также его можно встретить на этапе временных путей и для ввода объекта в эксплуатацию.
Главным преимуществом, из-за которого такая разновидность столь востребована, является экономия пространства. Этот способ позволяет максимально сэкономить свободное место, показатели будут даже эффективнее, чем у опорных путей. Следует отметить и их мобильность, тележки с многопролетными мостами могут передвигаться значительно быстрее.
Такой тип часто используют для нестандартной транспортной колеи, поэтому позволяет применять их даже в небольших пространствах.
Среди минусов - снижение грузоподъемности, эта разновидность является самой мобильной, но наименьшей по своей грузоподъемности, значительно проигрывает другим разновидностям подкрановых путей, поэтому может применяться только на электротрали до средней грузоподъемности.
Пять шагов в монтаже механизма
Сборка и установка подкрановых путей выполняется из пяти основных этапов:
Обзор площадки. Для того чтобы рассчитать, какой вид конструкций следует использовать, обязательно первым этапом необходимо произвести технологический осмотр площадки. В результате определяется тип и прочность фундамента, количество опор, расстояние между ними и прочие инженерные факторы.
Этап изготовления. На этапе предмонтажных работ происходит изготовление всех металлоконструкций с учётом подходящих габаритов. Зачастую для экономии времени часть работ по сборке происходит на этом этапе до монтажа.
Проект. На этом этапе техгруппа составляет проект привязки подкрановых путей к площадке, с учётом особенностей здания и используемых элементов конструкции.
Транспортировка. Все материалы и комплектующие в установленные сроки подвозятся на подготовленную площадку.
Монтаж. После установки подкрановых путей на площадке обязательно проводится испытания оборудованием, чаще всего статические и динамические. Они необходимы для сдачи в эксплуатацию и подписания акта сдачи-приемки с заказчиком.
Подкрановые пути имеют специфику крепления, так как на них предполагается установка разного вида спецтехники и тележек, где механизмами подъема могут выступать как магниты, так как крюки и лапы, грейферы и клещи. Из-за того, что каждый вид оборудования будет иметь разные типы амортизации и подвески, для надёжного крепления направляющих используются несколько основных видов элементов крепления. Среди наиболее популярных можно выделить сварные скобы, резьбовые соединения и прижимные накладки.
Отличаться будут и элементы тормозного буфера, которые гарантируют безопасную остановку спецтехники. Такие буферы необходимо закреплять в крайних точках полотна, чаще всего используются гасящие (контактные), безударные буферы и смешанного типа. Элементы первой категории используют кинетическую энергию и гасят скорость для безопасной остановки, вторые безударные – работают за счёт наката на упор.
Последнее, на что следует обратить внимание при монтаже, это категорический запрет на обрезание балок. Важно, чтобы каждая металлоконструкция была закреплена до упора, что означает, что использование половины или какого-то неполной части от рельс невозможно, ведь это снижает прочность и максимальную нагрузку.
На качество эксплуатации, безопасность использования и снижение износа влияет не только правильный монтаж, но и своевременное обслуживание. Важно регулярно проверять колею в местах стыков, а также соблюдать график своевременного обслуживания.
Минимум раз в месяц необходимо проводить нивелировку спецтехники. Регулярно необходимо осматривать не только само проложенное полотно и место стыков, но и уделять внимание концевым упорам на предмет деформации. Именно эти места чаще всего подвергаются большему износу, так как испытывают предельные физические воздействия.
Обслуживание следует проводить исходя из разновидности подкрановых путей, так проблемным местом для подвесных конструкций будут стыки, а значит их необходимо проверять чаще. Также в плановые работы необходимо ввести проверку болтов и прокладок, регулировку стыков. Для наземных конструкций проблемой, с которой чаще всего встречаются на производстве, будет отклонения по осям, вызванное разницей высот. В плановые работы следует внести выправку и рихтовку, а также по необходимости выравнивание самих опор.
Для того, чтобы максимально продлить срок эксплуатации, а также сэкономить время и бюджет на замену повреждённых элементов, следует стараться предотвратить чрезмерный износ ещё до момента полного повреждения, так это чревато не только ремонтными работами, но и авариями с исходом техники с колеи.
Собрав всю информацию о подкрановых путях мостового крана, можно сделать вывод, что они универсальны и широко применяются, а разнообразие видов позволяет подобрать наиболее подходящий для любых площадок. Наша компания является официальным дилером и поставщиком железнодорожных материалов для жд инфраструктуры, поэтому у нас вы можете приобрести данный тип элементов по самым выгодным ценам. В нашем каталоге вы можете подробнее ознакомиться с характеристиками на этот вид продукции, а по вопросам оформления вам всегда помогут и проконсультируют наши сотрудники.