В процессе эксплуатации любой механизм или детали конструкций постепенно теряют свои свойства из-за регулярной нагрузки, что приводит к износу. Это относится и к жд линиям, где любые части верхнего строения пути, даже изготовленные по правилам ГОСТа, неизбежно будут выходить из строя. В любые стандарты уже заложен естественный износ, и для рельс это абсолютно нормальное явление. Однако необходимо различать допустимый износ, понимать что его вызывает, при каких параметрах возможно продолжать эксплуатацию железнодорожного полотна и так далее.
Прежде всего, стоит отметить, что деформация полотна и элементов верхней конструкции пути – это естественный процесс, и в некоторых случаях можно продолжать пользоваться ими и пускать по колее поезда, закладывая определённое количество ресурса до окончательной выработки. Строение железнодорожной линии выполнено так, что основное её назначение – это выдерживать нагрузку от проезжающих поездов и составов. В процессе эксплуатации опорные конструкции должны выдерживать высокую степень нагрузки даже при средних условиях эксплуатации, не говоря о условиях крайнего севера или других экстремальных ситуациях.
Ежедневно, при использовании железнодорожного полотна, опорные конструкции будут постепенно подвержены износу и деформации, что рано или поздно приведёт к снижению качества путей в целом. Эти процессы влияют на снижение уровня безопасности, а также могут привести к дополнительным финансовым затратам на ремонт. Именно поэтому в целях экономии расходов для путевых служб или владельцев железнодорожного полотна, необходимо регулярно проводить осмотр, чтобы своевременно оценивать качество полотна и степень его износа.
Под дефектами рельсов можно понимать любые структурные изменения, которые происходят в процессе эксплуатации металлоконструкций железнодорожного полотна. Для оценки дефектов и износа необходимо обращать внимание на государственный стандарт и разрешенные допуски, которые влияют на безопасность и срок эксплуатации линии.
Первое разделение по категориям идёт из учёта серьезности и масштабов повреждений. Выделяют:
Пример частичного дефекта рельс – это появление волнообразных неровностей на отдельных участках, а такие дефекты, при которых рельсы будут признаны непригодным к использованию, уже будут вызваны затруднениями передвижения любого транспорта по поверхности полотна.
В зависимости от оценки повреждений будут введены ограничения по скорости или решение о необходимости ремонта участков с повреждениями или же полной замены полотна.
Согласно инструкциям российских железных дорог существует ещё несколько категорий износа рельс, они выделяют повреждения железнодорожного полотна по зонам, по факторам и причинам, а также по характеру сечения.
Среди самых распространённых дефектов из-за износа рельс можно выделить следующие повреждения профилей металлоконструкций:
В каждом отдельном случае дефекту будет присвоен номер согласно маркировке, для обеспечения безопасности и возвращения в эксплуатацию, необходимо получить решение с оценкой безопасности, где указывается дата проверки и цифровой номер.
Дефекты рельс и путей могут быть вызваны разнообразными причинами или быть спровоцированы из-за следующих факторов:
Если проанализировать перечисленные выше причины, то можно заметить, что основной фактор во многих из них - это ошибка. Ошибки при выборе сплава, ошибки в содержании железнодорожной линии и так далее. При этом чаще всего сразу несколько причин могут не быть столь серьезными по отдельности, но сыграть большую роль вместе. Так заводской брак гораздо быстрее проявит себя, если полотно совершенно не обслуживалось или было неправильно установлено, а небольшой изгиб или трещина будет иметь разрушительное действие после удара тяжелым предметом.
Именно поэтому стоит сделать вывод, что наиболее важным фактором является регулярное и внимательное обслуживание полотна с оценкой его износа. Как и во многих других случаях, своевременное обслуживание может спасти большое количество финансов и времени, так как вовремя обнаруженная небольшая проблема и оперативное решение не приведёт к критическим последствиям и остановке всей эксплуатации полотна под полную замену.
Если рассматривать металлоконструкции по уровню безопасности и степени повреждений можно выделить две основные группы:
Остро выраженные и ярковыраженные дефекты. Эта категория, которая строго не подлежит эксплуатации, их запрещено использовать, так как они несут угрозу возникновения аварийной ситуации. В случаях, когда такие дефекты не были вовремя обнаружены и отремонтированы, итог чаще всего плачевный – аварии со сходом транспорта, полное разрушение ЖД полотна под проезжающим поездом и т.д. Характерная деталь данного вида дефектов – это разрушения сразу в нескольких местах, что делает их ремонт невозможным, так проблем слишком много и ремонт не приведёт к необходимому уровню безопасности.
Дефектные металлоконструкции. Такие рельсы имеют небольшое количество повреждений, однако, это не создает угрозы безопасности или возникновения аварий. Их можно продолжать использовать для перемещения транспорта. Такие двутавровые балки ещё не имеют предельно допустимого износа.
Решение возникших проблем в этих двух категориях будет кардинально разным. В первом случае эксплуатация запрещена, рельсы необходимо заменить в срочном порядке, и скорость передвижения во время ремонта и замены полотна должна быть строго ограничена. Во втором случае, когда предельно допустимый износ ещё не достигнут, нет необходимости замены и даже ограничения скорости, однако, необходимо усилить контроль, так как от регулярности осмотра будет зависеть насколько долго можно ещё использовать полотно без угрозы безопасности, а проблемный участок вносят в план ремонта или замены.
Как понять к какой категории относится железнодорожное полотно и требует ли оно срочной замены или его можно продолжать использовать? Обратите внимание на признаки острых дефектов, при которых полотно необходимо максимально быстро заменить:
Как определить, что элементы верхнего строения пути все ещё пригодны к использованию? Можно выделить следующие признаки:
Некоторые особенности конструкции заранее более подвержены возникновению дефектов. Сюда можно отнести изначальные отклонения в конструкции: смятые или отрезанные не в том месте концы, профили малой длины ниже четырёх с половиной метров, прожженные отверстия болтов и так далее.
Когда экспертиза постановила, что норма износа выше допустимого, то железнодорожное полотно необходимо заменить. Процедура изъятия с путей происходит в следующем порядке:
В некоторых случаях пропуск транспорта по рельсам с ярко выраженными дефектами все же возможен, однако, необходимо выполнить следующие условия:
Если все меры по временному решению проблемных участков уже приняты, то с учётом разрешенной скорости можно запускать временное передвижение транспорта до остановки передвижения на время ремонта или замены. Решение о запуске передвижения имеет право принимать главный работник с должностью не ниже бригадира, отталкиваться он должен в каждом конкретном случае от условий разрешенных превышений норм износа при постоянным контролем ограничение скорости.
Выше мы рассмотрели основные причины и категории дефектов, и в некоторых случаях ремонт отдельных участков невозможен и проблемная зона подлежит полной замене. В нашем каталоге вы можете найти любые элементы металлоконструкций верхнего строения пути и детали для замены железнодорожной секции. Полную информацию вы можете найти на нашем сайте в разделе каталога или связавшись с нашими сотрудниками, которые могут ответить на любые вопросы или помочь оформить заказ.